О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах

Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольной образовательной организации. Создание единого образовательного пространства, включающего родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы, социальные институты для развития индивидуальности и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих ему успешность в настоящей и будущей жизни.
Программа отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольной образовательной организацией на основе инновационных процессов.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" ст. Первомайская Грозненского муниципального района" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее - ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (Далее - ФОП ДО).
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |

Направленность Программы - социально-педагогическое;
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года пребывания ребенка в старшей группы в дошкольном учреждении.
Программа «АБВГДейка» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий и учебных материалов. Они направлены на овладение математическими операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также на формирование универсальных познавательных умений: умения понять, запомнить и самостоятельно выполнить учебную задачу, умения концентрироваться на задании и восприятии материала.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Реализуемый в ней образовательный процесс направлен на создание у дошкольников условий для формирования и развития уровня «школьной зрелости», при переходе на следующую ступень образования – к начальному образованию. При этом обеспечивается познавательное, физическое, эмоционально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов образовательной деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Программа разработана на основе авторских программ: программе по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве» и программе Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Новизна Программы. Новизна программы “АБВГДЕЙ-КА” (далее Программа) состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития и обучения Н.И. Чуприковой мы полностью отказались от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. В Программе каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну “АБВГДЕЙ-КУ”, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
Актуальность Программы
Данная программа разработана в соответствии - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; - Примерных образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Концепцией развития системы дополнительного образования детей в Московской области, Уставом МБДОУ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов. Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.
В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению.
Особое значение для личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е. «внутренняя позиция школьника», представляющая собой совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившихся в определенную систему, которая формируется в процессе его жизни и воспитания,
Более широкое понимание проблемы подготовки ребенка к школе предполагает прежде всего формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. Таким образом, актуальность программы «АБВГДейка» заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.
Педагогическая целесообразность. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Если во время организованной образовательной деятельности ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. Используемые игры-забавы, ролевые игры, игры-задачи не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их познавательную мотивацию. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных.
Символическая игра – употребление ребёнком символов является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
В основу отбора содержания программы легли следующие положения:
· учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
· практическая направленность;
· занимательность;
· наглядность и др.
Отличительные особенности Программы. Отличительной особенностью Программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
Раздел «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Адресат программы
Программа рассчитана на 1 учебный год - 64 занятия для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с разным уровнем познавательно-речевых способностей. Группа формируется по возрасту, дети зачисляются по согласию родителей (законных представителей). Занятия проводятся в группе во второй половине дня. Состав группы постоянный.
Количество обучающихся в группе до 15 человек.
Характеристика возрастных особенностей детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Уровень программ – стартовый (64 часа)
Сроки реализации Программы
Программа по интеллектуальной направленности «АБВГДейка» реализуется в течение одного года
Формы обучения – очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность соответствует возрастным нормам детей – не более 25 минут.
Общее количество занятий в год – 64.
Особенности организации образовательного процесса
Возраст детей 5-6 лет, состав группы постоянный.
Основной формой работы с детьми является занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть с иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики , театрализованную деятельность
Формы организации педагогического процесса:
- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.
Цель:
Программа нацелена на повышение интереса дошкольника к обучению в школе, призвана помочь ребенку легче пройти период адаптации в первые дни учёбы.
Задачи:
по развитию речи и подготовке к грамоте
· Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;
· Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
· Закреплять умение делить слова на слоги;
· Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита;
· Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
· Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
· Продолжать знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование);
· Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);
· Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
· Учит писать слова с помощью графических изображений;
· Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
· Учить соотносить звук и букву;
· Учить писать слова, предложения печатными буквами;
· Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
· Способствовать развитию фонематического восприятия;
· Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
· Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
· Познакомить с терминологией «предложение»;
· Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
· Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
· Учить записывать предложение условными обозначениями;
· Способствовать развитию графических навыков;
· Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
· Формировать навык самоконтроля и самооценки
по формированию элементарных математических представлений.
обучающие:
- Формировать общее представление о множестве и числе;
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- Знакомить с составом числа;
- Учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- Учить сравнивать множества;
- Знакомить с математическими знаками;
развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать инициативу;
воспитательные:
- Воспитывать внимание;
- Воспитывать организованность;
- Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |